Как потенциальные клиенты находят Ваш сайт? Они открывают поисковик (Яндекс, Google или любой другой) и вбивают запрос, выражающий их потребность. Это может быть конкретная модель товара, вид продукции, описание проблемы, вопрос и т.д.

Поисковая система в ответ отдает список адресов страниц релевантных запросу пользователя.

Страница сайта, называется релевантной поисковому запросу, если на ней содержится решение проблемы, заключенной в запросе.

Процесс подбора списка запросов (ключевых слов), которым релевантен Ваш сайт, называется сбором семантического ядра.

Зачем собирать список ключевых слов

Сбор семантического ядра (семантики) является основополагающим процессом в продвижении сайта.

Из этого списка мы понимаем, как потенциальные покупатели ищут сайт нашего клиента в поисковых системах, как формулируют свою потребность, какие именно слова вбивают в поисковую строку, чтобы решить свою проблему.

Именно на основе семантики следует составлять структуру сайта. В идеале это следует делать на начальном этапе разработки, чтобы сразу было понятно, какая группа ключевых слов на какую страницу будущего веб-ресурса пойдет.

Но часто происходит ровно наоборот. К нам приходит готовый сайт с уже сформированной структурой, которую после сбора семантики мы при необходимости дорабатываем.

Потребность в доработке возникает, если под какую-либо группу слов нет отдельной посадочной страницы, но при этом запросы пользуются популярностью. Так случается, если некоторые услуги или товары находятся на одной странице, т.к. тесно связаны между собой или похожи. Сделать страницу релевантной под несколько товаров/услуг очень проблематично и затрудняет возможность продвижения по соответствующим запросам или делают его невозможным.

В случаях доработки структуры мы создаем новые посадочные страницы, переносим имеющийся контент и дополняем новым.

На какой бы стадии проекта ни происходил сбор семантического ядра, мы руководствуемся информацией о товарах и услугах, которую предоставляет клиент: спрос на конкретные модели, успех определенной продукции на рынке, позиции приносящие хорошую прибыль компании. Приоритетные для заказчика направления мы всегда прорабатываем в первую очередь.

Как собрать семантическое ядро

Мы в «Лидере Поиска» делим этот процесс на 2 этапа.

1 этап. Сбор базовой семантики

При составлении списка запросов мы всегда берем точную частоту поискового запроса и используя для ее определения следующие операторы: «!запрос». Точной частотой поискового запроса называют количество показов поисковой выдачи Яндекса по запросу в конкретной словоформе.

В своей работе мы применяем 3 основных подхода к 1-ому этапу:

  • Сбор запросов и точной частоты с помощью программы Key Collector.
    Универсальный способ. Весь процесс внутри одной программы. Парсинг ключевых слов и частоты происходит автоматически, фильтрация и кластеризация с применением ручного труда.
  • Сбор запросов и точной частоты вручную с помощью сервиса Яндекс Wordstat.
    Для небольших сайтов. Полностью вручную внутри сервиса по подбору слов https://wordstat.yandex.ru/. Фильтрация и кластеризация после сбора не требуются.
  • Сбор запросов в Яндекс Wordstat с использованием расширения Yandex Wordstat Assistant + сбор точной частоты в Key Collector.
    Для сайтов малого и среднего размера. Подбор запросов для продвижения вручную совмещен с автоматизированным сбором частоты. Кластеризация после сбора не требуется, фильтрация низкочастотных запросов автоматизирована.

Подход 1. Сбор запросов и точной частоты с помощью программы Key Collector

Логотип программы Key Collector

Этот способ подходит практически для любого случая. Рекомендуем использовать, если проект находится на стадии разработки структуры. А также если на продвижение пришел уже готовый интернет-магазин или сайт с большим количеством услуг. В этих случаях нужно широкое семантическое ядро и добывать его полностью вручную нецелесообразно.

Работает метод следующим образом: мы задаем программе Key Collector либо основные слова запросов, либо, если тематика очень широкая, добавляем к ним коммерческие (купить, цена), региональные (название города, улицы, района), брендовые (название бренда на русском и английском языках) маркеры. По ним Кейколлектор парсит все словоформы запросов из Яндекс Wordstat.

Полученный список мы автоматически чистим от запросов содержащих стоп-слова, например бесплатно, скачать, своими руками, реферат. Далее поверхностно чистим полуавтоматическим способом от запросов неподходящих по смыслу.

В этой же программе собираем точную частоту по региону продвижения. После отсекаем запросы с нулевой частотой и дочищаем уже более жестко вручную слова неподходящие по смыслу.

Плюсы:

  • автоматизация процесса парсинга запросов;
  • автоматизация процесса сбора частот;
  • автоматизация процесса чистки списки по стоп-словам;
  • низкая вероятность упустить какие-либо запросы.

Минусы:

  • невозможно полностью автоматизировать процесс чистки списка;
  • на ручной этап чистки уходит довольно много времени;
  • платная лицензия Key Collector (оплата единоразовая).

Подход 2. Сбор семантики и точной частоты вручную при помощи сервиса Яндекс Wordstat

Подходит для небольших сайтов с 1-2 услугами/товарами, либо для сбора запросов по новой категории на большом сайте.

Процесс происходит полностью вручную. Точная частота собирается сразу по каждому запросу.

Сбор точной частоты в Яндекс Wordstat

Плюсы:

  • список сразу получается чистым — только целевые частотные запросы;
  • нет необходимости платить за лицензию Key Collector (если ее нет).

Минусы:

  • высокая вероятность упустить какие-либо запросы, т.к. итоговый список зависит от ручного труда и внимательности оптимизатора;
  • уходит много времени на то, чтобы вручную проверить в Яндекс Wordstat каждое ключевое слово.

Подход 3. Подбор ключевых слов в Яндекс Wordstat с использованием расширения Yandex Wordstat Assistant + сбор точной частоты в Кейколлекторе

Подходит, когда список нужен не такой маленький как в случае 2, но и не такой большой как в случае 1, и при этом есть Кейколлектор. То есть добавить запросы в список проще вручную, а частоты для него собрать и отфильтровать нулевые — с помощью программы.

Стоп-слова добавляем в Yandex Wordstat вручную в процессе сбора.

Плюсы:

  • ручной контроль собираемых слов, который не дает попадать в список не подходящим по смыслу запросов даже на первом этапе.

Минусы:

  • на ручной сбор через Yandex Wordstat Assistant затрачивается немало времени (но меньше, чем в подходе 2);
  • вероятность упустить какие-либо запросы по-прежнему остается, т.к. список формируется вручную, как и в подходе 2;
  • платная лицензия Key Collector.

Примечание. Если в процессе сбора находятся неявные дубли типа «!слово1 !слово2» и «!слово2 !слово1», берем в список то, где больше частота с оператором [ ].

2 этап. Расширение семантики

Иногда собранных на первом этапе ключевых слов бывает недостаточно. Поэтому мы используем следующие варианты расширения списка:

  1. подсказки Яндекс/Google/Яндекс Директ. Парсим либо в Кейколлеторе, либо в других платных сервисах: Just Magic или Moab;
  2. синонимы ключевых слов. Парсим в Just Magic;
  3. запросы, по которым конкуренты уже показываются в выдаче. Парсим в платном сервисе Keys.so.
  4. Логотипы сервисов Just-Magic, MOAB, Keys.so

    Запросы, полученные в результате расширения, чистим от неподходящих по смыслу и содержащих стоп-слова и собираем точную частоту в Кейколлекторе.

    Кластеризация запросов

    Кластеризацией называется распределение ключевых слов по группам, запросы в которых отвечают одной и той же потребности пользователя и должны продвигаться в Яндексе, Гугле и остальных поисковиках на одну страницу сайта.

    Чтобы процесс кластеризации не был долгим по времени мы подбираем запросы сразу по группам. При сборе вручную через Yandex Wordstat так происходит по умолчанию. В Кейколлекторе для каждой продвигаемой страницы создаем отдельную группу и запускаем сбор ключевых слов отдельно для каждой группы.

    Если после сбора через Key Collector запросы внутри группы всё-таки надо кластеризовать, то создаем новую группу, фильтруем список по слову и отфильтрованные запросы переносим в нее.

    Например, для интернет-магазина одежды собрали группу запросов «красные платья». Но затем увидели, что в группе есть несколько запросов про «короткие красные платья». Фильтруем список по слову «короткие» и переносим их в отдельную группу.

    Особенности сбора семантики по видам проектов

    В зависимости от размера сайта, количества оказываемых услуг или продаваемых товаров мы собираем семантику различного размера и затрачиваем на это разное количество времени.

    Небольшой сайт на 1-5 услуг

    Для такого проекта собираем сразу полное семантическое ядро вручную в Яндекс Wordstat или в Кейколлекторе.

    Средний сайт с категориями/подкатегориями, но без товаров

    Если категорий на сайте много, то для начала узнаем список наиболее интересных клиенту. Если предпочтений нет, выбираем на своё усмотрение. По ним собираем слова из Яндекс Вордстата и чаще всего сразу поисковые подсказки. Если запросов набирается мало, то расширяем список с помощью дополнительных сервисов.

    Работаем с получившимся списком, оптимизируем страницы под подобранные для продвижения ключевые слова.

    Затем поэтапно собираем запросы для следующих категорий и т.д. Если в процессе сбора коммерческой семантики находятся информационные запросы и позволяет время, оставляем их в отдельном списке. Такие ключевые слова часто используются в будущем при написании статей для блогов на сайтах.

    Интернет-магазин

    Процесс отличается от предыдущего вида проекта тем, что на основе собранной семантики мы смотрим, каких срезов не хватает на сайте, но их спрашивают люди.

    Срез — это страница с товарами категории или подкатегории каталога отфильтрованными по определенному параметру. Например по цвету, бренду, размеру и т.д.

    Вспомним пример, который был выше, про категорию красные платья. Найденные в списке запросов для этой категории «короткие красные платья» и подскажут нам, что следует создать соответствующий срез. Нельзя забывать, что популярными могут быть не только категории продукции, но и конкретные модели товаров. Находя такие запросы в собранном списке, мы обязательно проверяем их наличие в каталоге сайте.

    Примечание. При формировании итогового списка запросов обязательно учитываем геозависимость, коммерциализацию и максимальную достижимую позицию. Почитать об этих факторах можно в нашей статье.

    Сколько времени занимает сбор семантического ядра

    Ответ на этот вопрос является строго индивидуальным и зависит от множества факторов: тематика, регион, размер и тип сайта, цель сбора.

    Приведенные ниже данные являются статистическими и основаны исключительно на полученном нашими оптимизаторами опыте.

    Подбор одной группы запросов занимает от 1 до 5 часов. На выходе получаем в среднем 50-200 запросов.
    Примеры из нашей практики:

    1. Сайт: https://greencardamon.ru/
      Тематика: индийская паста Чаванпраш (коммерческие запросы)
      Затраченное время: 2 ч 20 мин
      Количество запросов на выходе: 124
    2. Сайт: https://www.belcantofund.com/
      Тематика: композитор Бетховен (информационные запросы)
      Затраченное время: 1 час
      Количество запросов на выходе: 84

    Сбор первоначальной семантики для небольшого коммерческого регионального сайта занимает от 2 до 8 часов. На выходе получаем в среднем 50-300 запросов.
    Примеры из нашей практики:

    1. Сайт: https://www.hyundai-samavto.ru/
      Тематика: автомобили Hyundai (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 2 часа
      Количество запросов на выходе: 117
    2. Сайт: https://finedom.ru/
      Тематика: деревянные дома и бани, дома из газобетона (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 6 часов
      Количество запросов на выходе: 87

    Сбор первоначальной семантики для небольшого регионального интернет-магазина занимает от 2 до 10 часов. На выходе получаем в среднем 100-600 запросов.
    Примеры из нашей практики:

    1. Сайт: https://7s7.ru/
      Тематика: Продукты питания оптом в Самаре (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 3 ч. 10 мин.
      Количество запросов на выходе: 142
    2. Сайт: https://www.neivagbi.ru/
      Тематика: ЖБИ (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 2 часа
      Количество запросов на выходе: 84

    Сбор первоначальной семантики для небольшого московского или многорегионального интернет-магазина занимает от 5 до 15 часов. На выходе получаем в среднем 100-2000 запросов.
    Примеры из нашей практики:

    1. Сайт: https://www.travel63.ru/
      Тематика: Турагентство (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 6 ч. 30 мин.
      Количество запросов на выходе: 1000
    2. Сайт: https://beorganic.ru/
      Тематика: Аюрведические товары, органические продукты и косметика (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 9 часов
      Количество запросов на выходе: 526

    Если требуется собрать сразу обширную или даже полную семантику для большого московского или многорегионального интернет-магазина или статейного сайта, то на это уйдет от 30 до 60 часов. На выходе получим в среднем от 1000 до 12000 запросов.
    Примеры из нашей практики:

    1. Сайт: https://www.sv-metal.ru/
      Тематика: Металлопрокат (коммерческие запросы)
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 20 ч. 50 мин.
      Количество запросов на выходе: 1975
    2. Сайт: https://nevesta.moscow/
      Тематика: Online-журнал для невест
      Затраченное время (сбор + кластеризация): 33 часа
      Количество запросов на выходе: 1632

    Так мы делаем довольно редко, поскольку подобные временные затраты на первых этапах работы с проектом просто не целесообразны.

    Если речь идет о крупных статейных ресурсах, то тут сроки варьируются от 10 до 40 часов. Для информационных ресурсов мы тоже рекомендуем производить сбор по группам для рационального распределения времени.

    Сбор семантического ядра — это процесс, с которого начинается продвижение сайта, а в идеале и сама разработка сайта тоже. И поскольку каждая компания уникальна, каждый веб-ресурс уникален, так же и каждый сбор семантики уникален. Мы используем исключительно индивидуальный подход к этому процессу, включаем в список только целевые слова, по которым к вам придут потенциальные клиенты и затем совершат реальные покупки.