В какой-то момент в любом бизнесе или информационном проекте возникает вопрос «Кто наши конкуренты?». Для разработки и продвижения сайтов поиск и анализ конкурентов — регулярные задачи, которые помогают понять своё положение в сети, найти сильные и слабые стороны своего проекта и «узнать врага в лицо».

  1. Поиск конкурентов сайта
  2. Подбор конкурентов по ключевым запросам
  3. Автоматические сервисы поиска конкурентов
  4. Заключение

Поиск конкурентов сайта

Существует много сервисов поиска конкурентов, которые занимают первые позиции в выдаче по тематике продвигаемого сайта и общим поисковым запросам:

  • Сами поисковые системы
  • Key Collector
  • AllPositions
  • Топвизор
  • Serpstat
  • Ahrefs
  • Similarweb
  • Pr-cy.ru
  • Keys.so
  • Опрос заказчика

Каждый из них имеет свои особенности и может быть удобен или неудобен для разных пользователей или иметь какие-либо ограничения использования. Часть из этих сервисов платные, и это может быть существенным недостатком.
Все их объединяет то, что они помогают найти сайты, наиболее похожие на ваш.

При подборе конкурентов нужно выбирать сайты компаний, которые похожи на ваш сайт. То есть, если вы предоставляете товары или услуги, то это интернет-магазины или коммерческие сайты с похожими услугами. Если информационный портал, новостной сайт, или даже форум, то нужно смотреть сайты похожего профиля. Важно не учитывать внутренние сервисы поисковых систем, мусорные страницы, нетематические ресурсы, рекламу, агрегаторы. Но если вы делаете как раз таки агрегатор, то именно их вам и нужно смотреть.

Это применимо к любому способу или сервису.

Подбор конкурентов по ключевым запросам

Для того, чтобы воспользоваться первыми 4 способами нужно иметь готовую семантику или часть основных и самых релевантных запросов. Подбор конкурентов по запросам наиболее точный. Чем больше семантика, чем шире и проработаннее семантическое ядро проект, тем более точным будет результат. Сайты или отдельные страницы конкурентов, которые находят такими способами всегда будут соответствовать тематике.

Проверка выдачи поисковых систем

Самый простой в механике, но трудозатратный способ — взять 10–15 фраз, забить их в поисковики и собрать сайты с первых двух страниц.

Важно правильно выбрать запросы, это должно быть не меньше 10 ключевых фраз с высокой и средней частотностью по точному вхождению в Wordstat по маске "!запрос". Можно использовать маркерные запросы — запросы, которые четко отвечают продвигаемой странице или всему сайту.

Способ подходит как для поиска конкурентов по сайту в целом — тогда используются общие запросы, так и по отдельным страницам — берём только запросы выбранных посадочных страниц.

Подобранные запросы руками вбиваем в поиске, главное учесть регион запроса, если ищем конкурентов в городе, где находимся сами — всё просто. Но если сайт относится к другому региону, или вы решили проверить поисковую выдачу в другом городе, то нужно учитывать региональность.

Если для Яндекса можно легко изменить регион поиска через настройки местоположения, то в Google вам понадобиться расширение GeoClever

По каждому запросу копируем результаты выдачи в текстовый документ или таблицу, дополнительно можно помечать поисковую систему и позицию.

Далее рассмотрим автоматический поиск конкурентов по запросам с помощью разного софта и онлайн-сервисов.

Key Collector

http://www.key-collector.ru

Программа в большей степени заточена под работу с семантикой, сбором и проверкой поисковых запросов. Проверять выдачу она тоже умеет и хорошо подходит для поиска конкурентов, если ведёте проект в ней.
Кей Коллектор позволяет учесть всю семантику по проекту. Если у вас уже есть полное семантическое ядро, это даст точную картину выдачи.
Использование программы платное, требует приобретения лицензии.

Для сбора конкурентов нужно воспользоваться функцией SERP — получить все данные.

Сбор SERP поисковых систем

Можно собрать выдачу только по Яндексу или Google. Когда сбор данных по SERP — Search Engine Results Page, будет завершён нажимаем «Поиск конкурентов» и получаем список доменов, которые попадаются в выдаче чаще всего по нашим поисковым запросам.

Key Collector поиск конкурентов

Будьте внимательны, в список попадает много агрегаторов, если запросы коммерческие.

AllPositions

https://allpositions.ru/

Сервис, изначально созданный для съема позиций. При наличии хотя бы минимальной базовой семантики, позволяет проанализировать запросы и собрать по ним основных конкурентов из поисковой выдачи.

Для этого нужно создать проект, загрузить в него поисковые запросы и собрать позиции. Для того чтобы увидеть конкурентов, нужно из текущего проекта перейти на вкладку «Конкуренты».

AllPositions — вкладка с подбором конкурентов

На основе поисковых запросов в проекте сервис показывает конкурентов и их видимость. Можно отсортировать наиболее сильных конкурентов с высоким процентов видимости.

Топвизор

https://topvisor.com/ru

Ещё один сервис проверки позиций. Если уже есть базовая семантика, то с помощью Топвизора можно собрать дополнительные данные — снимки выдачи по запросам. Для этого в настройках проверки позиций нужно выбрать сбор снимков выдачи, Топ-20 достаточно.

Настройки сбора позиций в Топвизоре

После проверки позиций с этими настройками на вкладке «Мои конкуренты» будет доступен список всех конкурентов сайта, которые встречаются в поисковой выдаче.

Топвизор — поиск конкурентов

Здесь есть данные по видимости сайтов, средней позиции и количеству запросов в Топ-3 и Топ-10. Сортировка по этими параметрам позволяет подобрать конкурентов, которые хорошую видимость или имеют больше всего запросов, например в Топ-10.

Так как видимость рассчитывается исходя из частот по запросами, эти данные могут различаться, и если у вас в проекте много средне- и низкочастотных запросов, то сортировка по Топам может дать более точный результат.

Автоматические сервисы поиска конкурентов

При автоматическом подборе с помощью сервисов поиска конкурентов выбор сайтов строится на количестве общих ключевых слов, релевантности и видимости сайтов. Эти параметры рассчитываются на основе встроенных алгоритмов сервисов, их баз данных запросов и позиций сайтов.

Стоит уточнить, что если у сайта плохие позиции, плохо вписаны или вообще нет нужных запросов на страницах сайта, то и конкуренты будут не совсем релевантные. Такие способы больше подходят для сайтов с более-менее существенной видимостью и позициями.

И снова Топвизор

https://topvisor.com/ru

Внимательный читатель заметил, что в статье указано 11 способов, но перечислено всего 10 сервисов.

В январе этого года Топвизор запустили на альфа-тестирование новый инструмент для сравнительного анализа конкурентов https://topvisor.com/competitors/

Топвизор — анализ конкурентов

Подключается только через техническую поддержку сервиса. Для подбора сайтов для последующего анализа подходит отлично. Сейчас запущен полноценный функционал, но иногда бывают баги.
Стоит намного меньше, чем сбор позиций со снимками выдачи.

Нужно выбрать поисковую систему и ввести адрес сайта.
Стоимость отчёта обычно в пределах 50–100 рублей, можно выбрать глубину степени подбора конкурентов, но чем глубже — тем дороже.

Заказ отчёта по конкурентам в Топвизоре

На вкладке «Конкуренты» мы можем увидеть список доменов пересекающихся по запросам из базы Топвизора. Можно отфильтровать результаты по степени конкурентности.

Список конкурентов в анализе Топвизора

Нужные нам показатели:

  • Конкурентность.
  • Обратная конкурентность.
  • Схожесть. Определяется количеством общих запросов. Чем их больше, тем больше схожесть.

Если сделать сортировку по обратной конкурентности, то сразу будет список близких конкурентов по сайту с учётом большего числа общих запросов, наиболее близкие по тематике. В прямой конкурентности могут быть компании, которые пересекаются с нами по поисковым фразам, но для них это лишь часть услуг или товаров и сам сайт намного больше.

Сервис также позволяет провести анализ пересекающихся и уникальных поисковых запросов. Но пока наша цель — подобрать список сайтов конкурентов для последующего анализа.

Serpstat

https://serpstat.com/ru

Даже без регистрации Серпстат позволяет получить анализ данных по конкурентам.
Вбиваете интересующий домен, выбираете систему и регион. К сожалению, по регионам ограниченный выбор, поэтому если сайт региональный — этот способ может быть неточным, так как если нет вашего региона, придётся делать поиск по России.

Serpstat анализ сайта

В полученном окне нужно пролистать до блока «Конкуренты в поисковой выдаче».

Serpstat анализ конкурентов

Здесь же можно посмотреть ключевые фразы конкурентов, которые подобрала система.

Ahrefs

https://ahrefs.com

Для использования сервиса потребуется профиль с оплаченным тарифом.
Здесь нужен инструмент Site Explorer.

Вбиваем домен, в блоке «Органическая выдача» находим «Competing domains» он же «Конкурирующие домены».

Competing domains

Аналогично можно проверять отдельные страницы, или просмотреть «Страницы-конкуренты», где будут показаны конкретные URL-адреса посадочных страниц.

Результат поиска можно отсортировать по количеству общих ключевых фраз.

Similarweb

https://pro.similarweb.com

Бесплатный, но не самый лёгкий способ — для проверки нужна регистрация, при которой нужно давать доступ к Google аналитике своего профиля, отвечать на вопросы в анкете, подтверждать данные.
Но если пройти все этапы регистрации, можно получить базовый набор инструментов и получить примерные данные по многим сайтам.

Similarweb проверка домена

Один из доступных без подписки инструментов «Competitive Landscape» — Конкурентная среда.

Similarweb конкурентная среда

К сожалению, без оплаченного доступа позволяет посмотреть только первые 5 сайтов, но в некоторых случаях и этого достаточно.

Similarweb поиск конкурентов

Pr-cy.ru

https://a.pr-cy.ru

Один из базовых сервисов для сбора аналитики.
Без регистрации можно проверить сайт и в блоке «Похожие сайты» найти своих конкурентов.

Keys.so

https://www.keys.so/ru

Базовый аудит доступен без регистрации. Как и другие сервисы, собирает основные данные по сайту.

Проверка домена в Keys.so

Блок «Конкуренты» один из первых, перейдя в него, получаем расширенную информацию по похожести, тематичности и количеству общих запросов.

Список конкурентов в Keys.so

Опрос заказчика

Не стоит забывать про владельца сайта или бизнеса — он знает процессы изнутри, знает ближайших конкурентов в оффлайне, и процентов на 75 это компании, которые мы увидим в ТОПе. Спросить — не лишнее, тем более это быстро, просто и бесплатно.

Если это собственный сайт и вы разбираетесь в нише в которой работаете, то у вас уже есть понимание, кто ваши ближайшие соперники. В таком случае, все перечисленные способы помогут понять, на кого стоит ориентироваться, ведь если компания успешна в оффлайне, это не обязательно говорит о том, что она успешна в сети, и наоборот.

Заключение

В итоге мы имеем 11 способов найти конкурентов в сети. Каждый имеет свои плюсы и минусы, может использоваться отдельно или все вместе.

Обычно, для того чтобы найти конкурентов сайта я использую Key Collector и Топвизор, чаще всего в связке. Оба требуют хотя бы базовой семантики, но это не проблема — подобрать самые частотные и при этом релевантные запросы под тематику сайта можно меньше чем за час. Даже ста запросов будет достаточно, чтобы собрать точную выдачу по ним. Они не бесплатные, но наиболее точные и удобные, при этом разовый анализ сайта в Топвизоре будет стоить в пределах 200 рублей. Остальные сервисы часто используются для анализа конкурентов, и с их помощью можно дополнительно проверить полученный список сайтов.

По большинству источников данные будут совпадать, и поиск несколькими способами будут подтверждать друг друга. Но могут быть и новые результаты, которые были упущены другим сервисом. Уже на этапе поиска видно определённые тенденции или «законы», по которым развиваются сайты компаний в той или иной сфере.