Каждая страница любого сайта в интернете имеет свой адрес — URL или урл. Например, liderpoiska.ru/seo — урл страницы про SEO на нашем сайте, то есть адрес, по которому можно на эту страницу попасть.

Что такое ЧПУ

Выглядеть URL страницы может по-разному — это вопрос технической реализации и предварительной подготовки сайта к SEO. Часто адреса страниц в интернете выглядят некрасиво и непонятно: содержат в себе разные символы, цифры, буквы, могут быть длинными или даже супердлинными. Хорошим тоном делать на сайте ЧПУ (Человеко-Понятный Урл).

ЧПУ — это короткий и ёмкий адрес страницы, который сразу дает понимание как человеку, так и поисковому роботу о том, про что эта страница.

Значение ЧПУ для СЕО

В случае, если ЧПУ есть и сделаны корректно, то они дают ряд преимуществ сайту:

  • Положительно влияют на ранжирование сайта в поиске;
  • Помогают пользователям ориентироваться, что находится по адресу, а также ЧПУ легко запомнить и поделиться с другими людьми;
  • Формируют удобную и понятную навигацию по сайту за счет уровней вложенности и использования названий разделов в адресах страниц.

Примеры адресов страниц

  1. Неправильные адреса без ЧПУ:

    http://site.ru/?p=1234

    http://site.ru/filter/s-is-1e915c77-7e54-11e2-b65b-60d8192d1895/

  2. Адреса с ЧПУ:

    http://site.ru/catalog/kitchen/green/ (английские слова)

    http://site.ru/divan/kozha/ (транслит)

    http://site.ru/диван/италия/ (русские слова)

Видно, что во втором случае, даже не зная адрес сайта, можно догадаться, что находится на странице, чего нельзя сказать про первый пример — это и есть разница между просто урлом и ЧПУ.

Примеры ЧПУ в выдаче

Виды ЧПУ

Сегодня существуют три основных вида ЧПУ:

  1. Транслит (латинские буквы с русского языка)

    Адрес, прописанный транслитом, будет понятен как посетителям сайта, так и поисковым системам. Поисковики в рунете предпочитают именно такой вариант. Поэтому мы рекомендуем использовать именно транслитерированную кириллицу.

    Если ваша страница называется на русском языке «Холодильные камеры», то при транслите чпу будет выглядеть как «/holodilnie-kameri/» или «/xolodilnie-kamery/» — в зависимости от того, как в системе настроен транслит.

    Пример ЧПУ с транслитом
  2. Латиница (русские слова на английском языке)

    Тоже хороший вариант для написания адресов, так как многим интернет-пользователям понятны часто используемые английские слова. Употребление латиницы особенно актуально для сайтов, продвигаемых за границей (в англоговорящих странах).

    Если ваша страница называется на русском языке «Современные кухни», то при латинице чпу будет выглядеть «/modern-kitchen/».

    Пример ЧПУ с латиницей
  3. Кириллица (адрес страницы русскими словами)

    Сегодня многие сайты, например, Википедия, используют кириллические урлы. Насколько это удобно – вопрос спорный. С одной стороны, адрес становится максимально информативным и понятным для русского человека. С другой – при копировании и вставке такой URL автоматически перекодируется в Punycode, превращаясь в непонятный набор символов.

    Если ваша страница называется на русском языке «Банкетные залы», то при кириллице чпу так и будет выглядеть «/Банкетные-залы/».

    Пример ЧПУ с кириллицей

Правила составления ЧПУ

Важно

Основное правило для ЧПУ урла: адрес должно быть коротким и приближенным к самому значению страницы (фактически url = название страницы).

Вот свод правил, которые можно использовать при составлении ЧПУ на сайте (применить их можно как на этапе создания нового сайта, так и на уже давно существующих сайтах, если урлы на них не совсем «хорошие»):

  1. ЧПУ не должно быть длинным;
  2. Урл может состоять либо только из латинских букв, символов, цифр, либо может быть написан русскими словами (но тогда не используйте латинские буквы в таких ЧПУ);
  3. Желательно не использовать большие буквы в урлах;
  4. Делать разделение между словами (если их несколько) через дефис, либо через нижнее подчеркивание _. Но тогда используйте только одну маску по всему сайту, чтобы урлы были единообразы;
  5. Между словами в адресе страниц нельзя использовать пробелы;
  6. Не использовать символы ! % ( ) " ';
  7. В названиях адресов страниц желательно использовать ключевые запросы:
    • либо в английском значении, т.е если красный, то пишем «red», ширина «width» и т.д.,
    • либо делать транслит слов, т.е писать русские слова английскими буквами (кроме того, можно заглянуть в выдачу и посмотреть как сделан транслит у других сайтов на подобных разделах);
    • либо писать ключевые запросы в урле русскими словами: «свадебный-фотограф», «прямоугольный» и пр.;
  8. Если в ЧПУ предполагаются числовые значения по маске (например параметры типа 290х95х82), то использовать между цифрами латинскую букву x. Кроме того, желательно делать только один шаблон для подобных ЧПУ и применять его для всего сайта, т.е не нужно писать разнопланово однотипные конструкции, например 290х95х82 и 290+95+82 и 290-95-82, а делать и применять единый шаблон для схожих;
  9. Не нужно добавлять к параметрам или материалам дополнительных значений, т.е писать «color-red», «material-skin», т.е если у нас будет красная кухня, то полный урл должен быть простой: https://site.ru/kitchen/red/, или https://site.ru/kitchen/skin/, т.е все должно быть просто и лаконично.

В заключении

Придерживайтесь этих правил, и у вас будут красивые адреса страниц, понятные людям и привлекательные для поисковых систем. Правильно составленные адреса лучше, удобнее и эстетичнее, чем старые, громоздкие и непонятные URL-адреса. Обязательно используйте ЧПУ и удачи в продвижении!