Быть в ТОПе по целевым запросам — именно этого хотят владельцы всех интернет-ресурсов.
В этой статье мы научим вас определять, есть ли у сайта перспектива занять место на первой странице поисковой выдачи по тем или иным запросам, и считать, какую именно позицию ресурсу реально получить.

Зачем считать максимально высокую позицию в выдаче?

Многие пользователи не разделяют рекламную и органическую выдачу. Для них это единый список сайтов, который предложил поисковик в ответ на запрос. Большинство не листает дальше первой страницы или даже первого экрана.

Поэтому, чтобы грамотно составить стратегию продвижения, необходимо понимать, по каким запросам у сайта есть перспектива занять позицию, которую точно увидят люди, и привести клиентов, а по каким нет.

Как считать?

Прежде, чем дать пошаговую инструкцию по подсчету, следует рассказать о современных условиях формирования выдачи, которые делают максимальную достижимую позицию не такой высокой как хотелось бы.

Первое — это каннибализация.

Каннибализация поисковой выдачи — процесс захвата верхних результатов поиска собственными сервисами Яндекса/Google и рекламными объявлениями Яндекс.Директ или Google AdWords.

Второе — засилье сайтов-агрегаторов на топовых позициях по интересующим запросам.

Агрегаторы — это сайты, которые представляют собой каталоги товаров и предложений от различных компаний. Агрегаторы могут охватывать как большое количество ниш, так и одну тематику, например автомобили или авиабилеты.

Рассмотрим каннибализацию в Яндексе на примере первого экрана выдачи по запросу «билеты в париж». Первые 4 места — рекламные объявления, далее сервис по подбору билетов Яндекс.Авиабилеты.

Каннибализация выдачи Яндекса

Первый экран выдачи Google по этому запросу выглядит также: 4 рекламных объявления, затем сервис по подбору авиабилетов google.ru/flights.

Каннибализация поисковой выдачи Google

Делаем вывод, что на первый экран выдачи по такому запросу локальной французской авиакомпании без рекламы точно не вырваться.

Пошаговая инструкция по подсчету наивысшей возможной позиции в выдаче

Чтобы определить место, которую ресурс может занять в первой десятке, следует:

  1. ввести целевой запрос в поисковик;
  2. найти в выдаче компанию похожую на вашу. Т.е не рекламное объявление, не сервис Яндекса/Google, агрегатор, портал, информационный или энциклопедические сайты и т.д., а коммерческую организацию, оказывающую такие же услуги как и вы;
  3. посчитать, какую позицию сверху занимает компания, похожая на вашу.

Для примера давайте прикинем, какую позицию в выдаче по запросу «дорогие квартиры в самаре» может занять агентство недвижимости.

Распределение мест в выдаче Яндекса следующее:

1-ое место: рекламное объявление;
2-ое: сервис Яндекс.Недвижимость;
3-е: самарский поддомен огромного портала по купле-продаже недвижимости cian.ru;
4-ое: сайт издания Комсомольская правда;
5-ое: сервис вопросов-ответов;
6-ое: самарский поддомен портала по купле-продаже недвижимости n1.ru;
7-ое: снова Яндекс.Недвижимость realty.yandex.ru.

А на 8-м месте агентство недвижимости. Это и будет самая высокая позиция в выдаче по данному запросу, которую может достигнуть наше гипотетическое АН.

Максимальная возможная позиция в выдаче Яндекса

Google:

1-2 места: сайты изданий Комсомольская правда и Pro Город;
3-е: самарский поддомен портала по купле-продаже недвижимости cian.ru;
4-е: агрегатор Мир Квартир;

На 5-ом месте агентство недвижимости. Получается, что в Google больше шансов быть увиденными потенциальными клиентами по рассматриваемому запросу.

Максимальное достижимое место в выдаче Google

Проанализировав таким образом выдачу по ключевым фразам, вы сможете трезво оценить свою конкурентоспособность.

После оценки, мы рекомендуем перераспределить приоритеты внутри вашего списка запросов и сделать упор на те ключевые слова, у которых максимальная достижимая позиция выше. Продвижение в органической выдаче по таким запросам принесет больше клиентов, чем попытки попасть в ТОП по более частотным запросам, первый экран и топ по которым уже забит рекламой, порталами и информационными сайтами.

Что ещё необходимо учитывать при оценке максимальной достижимой позиции

Степень коммерциализации

Давайте разберемся, что такое информационные и коммерческие сайты и запросы.

Информационный сайт — веб-ресурс, целью которого является предоставление текстовой, графической и медийной информации, которая отвечает на вопросы пользователей и помогает решить какие-либо задачи.

Информационный запрос представляет собой желание пользователя найти сведения о чем-то или ответ на какой-то вопрос. Например, энциклопедические, исторические или биографические данные, способы решения проблем/задач.

Коммерческий сайт — веб-ресурс, целью которого является продажа товаров или услуг.

Коммерческий запрос представляет собой желание пользователя купить товар, заказать услугу, узнать цену или другие подробности, чтобы совершить покупку в будущем.

Коммерциализацию запроса мы оцениваем исходя только из органической (естественной) поисковой выдачи. Т.е. выдачи без учета рекламы и собственных сервисов поисковиков.

Максимальная достижимая позиция по информационным и коммерческим запросам

Рассмотрим на примерах. Организация оказывает услугу инвентаризации товарно-материальных ценностей для организаций. Соответственно запрос «инвентаризация тмц» выглядит как целевой, но если мы проверим выдачу в яндексе, то увидим в ТОП-10 только информационные сайты.

ТОП-10 выдачи Яндекса по некоммерческому запросу

Это говорит о том, что сейчас запрос является некоммерческим. Максимальная достижимая позиция по такому запросу у коммерческого сайта будет либо очень низкой, либо вообще никакой. Тем не менее проводить оптимизацию страницы, рассказывающей об инвентаризации ТМЦ, мы всё равно будем, но не затрачивая на это много времени и средств.

Рассмотрим другой пример из той же тематики. Услуга проведения инвентаризации в магазинах, запрос «инвентаризация магазина». В первой десятке Яндекса среди информационных есть 2 коммерческих сайта — на 4-ом и 10-ом местах. Соответственно максимальной достижимой в естественной выдаче является 4-ая позиция.

Поисковая выдача Яндекса по коммерческому запросы

Геозависимость

Все запросы делятся на геозависимые и геонезависимые. Для определения стратегии продвижения важно уметь определять, как какой категории относится тот или иной запрос из вашего списка.

Геозависимый запрос — поисковый запрос, выдача по которому варьируется в зависимости от местоположения пользователя и выбранного вручную региона. Задавать регион поиска вручную можно только в Яндексе.

Например, вы находитесь в Самаре и возникла необходимость заказать букет цветов с доставкой. Вы вбиваете в Яндекс запрос «доставка цветов». В выдаче появляются только местные самарские компании. Делаем вывод, что запрос геозависимый.

Выдача Яндекса по геозависимому запросу

Получается, если вы — самарский магазин цветов, у которого есть функция доставки, то такой запрос вам подходит.

Бывает и наоборот. Целевой на первый взгляд запрос оказывается геонезависимым.

Геонезависимый запрос — поисковый запрос, выдача по которому одинаковая для всех регионов России.

То есть конкурируют в выдаче все сайты соответствующей тематики вне зависимости от региона.

Например, в Санкт-Петербурге есть ресторан восточной кухни, в котором готовят шикарный плов. Человек забыл название ресторана, но запомнил плов. Он вбивает в Яндекс запрос «вкусный плов» и нос к носу сталкивается с ярким примером геонезависимого запроса, ведь выдача состоит исключительно из сайтов с рецептами и рекомендаций по приготовлению.

Выдача Яндекса по геонезависимому запросу

Обращаем внимание, что геозависимость может со временем меняться. Так что, если вы заметили резкое снижение позиций по какому-то запросу, одной из возможных причин может быть то, что он стал геонезависимым.

Степень коммерциализации и геозависимость ключевых слов мы определяем двумя способами:

  1. открываем поисковую выдачу по исследуемому запросу и вручную проверяем из каких сайтов она состоит. региональные ли компании, коммерческие ли это организации, и какое количество тех и других занимают позиции в ТОП-10 естественной выдачи;
  2. с помощью инструмента Пиксель Тулс https://tools.pixelplus.ru/tools/geo , который проказывает какой процент выдачи по исследуемому запросу коммерческий, какой — геозависимый.

Мы рекомендуем для сайтов товаров и услуг включать в список фраз запросы именно с высоким процентом коммерциализации и геозависимости.

Подведем итог: все ли описанные показатели надо учитывать и как часто анализировать

Для грамотного составления плана работ по продвижению сайта необходимо учитывать максимально достижимые позиции по запросам, ориентируясь на все раскрытые в статье факторы: формирование поисковой выдачи, коммерциализацию и геозависимость ключевых слов. Так картина будет более полной.

Эти показатели следует перепроверять примерно раз в полгода. Алгоритмы поисковых систем меняются и по прошествии времени целевые запросы, по которым ТОП-овые позиции раньше были недостижимы, могут начать успешно ранжироваться на ваш сайт и приводить потенциальных клиентов. Поддержка данных в актуальном состоянии поможет выделить те запросы, вложение средств в продвижение по которым, принесет прибыль с наибольшей вероятностью.