- Зачем считать максимально высокую позицию в выдаче?
- Как считать?
- Пошаговая инструкция по подсчету наивысшей возможной позиции в выдаче
- Что ещё необходимо учитывать при оценке максимальной достижимой позиции
- Геозависимость
- Подведем итог: все ли описанные показатели надо учитывать и как часто анализировать
Зачем считать максимально высокую позицию в выдаче?
Многие пользователи не разделяют рекламную и органическую выдачу. Для них это единый список сайтов, который предложил поисковик в ответ на запрос. Большинство не листает дальше первой страницы или даже первого экрана.
Поэтому, чтобы грамотно составить стратегию продвижения, необходимо понимать, по каким запросам у сайта есть перспектива занять позицию, которую точно увидят люди, и привести клиентов, а по каким нет.
Как считать?
Прежде, чем дать пошаговую инструкцию по подсчету, следует рассказать о современных условиях формирования выдачи, которые делают максимальную достижимую позицию не такой высокой как хотелось бы.
Первое — это каннибализация.
Каннибализация поисковой выдачи — процесс захвата верхних результатов поиска собственными сервисами Яндекса/Google и рекламными объявлениями Яндекс.Директ или Google AdWords.
Второе — засилье сайтов-агрегаторов на топовых позициях по интересующим запросам.
Агрегаторы — это сайты, которые представляют собой каталоги товаров и предложений от различных компаний. Агрегаторы могут охватывать как большое количество ниш, так и одну тематику, например автомобили или авиабилеты.
Рассмотрим каннибализацию в Яндексе на примере первого экрана выдачи по запросу «билеты в париж». Первые 4 места — рекламные объявления, далее сервис по подбору билетов Яндекс.Авиабилеты.

Каннибализация выдачи Яндекса
Первый экран выдачи Google по этому запросу выглядит также: 4 рекламных объявления, затем сервис по подбору авиабилетов google.ru/flights.

Каннибализация поисковой выдачи Google
Делаем вывод, что на первый экран выдачи по такому запросу локальной французской авиакомпании без рекламы точно не вырваться.
Пошаговая инструкция по подсчету наивысшей возможной позиции в выдаче
Чтобы определить место, которую ресурс может занять в первой десятке, следует:
- ввести целевой запрос в поисковик;
- найти в выдаче компанию похожую на вашу. Т.е не рекламное объявление, не сервис Яндекса/Google, агрегатор, портал, информационный или энциклопедические сайты и т.д., а коммерческую организацию, оказывающую такие же услуги как и вы;
- посчитать, какую позицию сверху занимает компания, похожая на вашу.
Для примера давайте прикинем, какую позицию в выдаче по запросу «дорогие квартиры в самаре» может занять агентство недвижимости.
Распределение мест в выдаче Яндекса следующее:
1-ое место: рекламное объявление;
2-ое: сервис Яндекс.Недвижимость;
3-е: самарский поддомен огромного портала по купле-продаже недвижимости cian.ru;
4-ое: сайт издания Комсомольская правда;
5-ое: сервис вопросов-ответов;
6-ое: самарский поддомен портала по купле-продаже недвижимости n1.ru;
7-ое: снова Яндекс.Недвижимость realty.yandex.ru.
А на 8-м месте агентство недвижимости. Это и будет самая высокая позиция в выдаче по данному запросу, которую может достигнуть наше гипотетическое АН.

Максимальная возможная позиция в выдаче Яндекса
Google:
1-2 места: сайты изданий Комсомольская правда и Pro Город;
3-е: самарский поддомен портала по купле-продаже недвижимости cian.ru;
4-е: агрегатор Мир Квартир;
На 5-ом месте агентство недвижимости. Получается, что в Google больше шансов быть увиденными потенциальными клиентами по рассматриваемому запросу.

Максимальное достижимое место в выдаче Google
Проанализировав таким образом выдачу по ключевым фразам, вы сможете трезво оценить свою конкурентоспособность.
После оценки, мы рекомендуем перераспределить приоритеты внутри вашего списка запросов и сделать упор на те ключевые слова, у которых максимальная достижимая позиция выше. Продвижение в органической выдаче по таким запросам принесет больше клиентов, чем попытки попасть в ТОП по более частотным запросам, первый экран и топ по которым уже забит рекламой, порталами и информационными сайтами.
Что ещё необходимо учитывать при оценке максимальной достижимой позиции
Степень коммерциализации
Давайте разберемся, что такое информационные и коммерческие сайты и запросы.
Информационный сайт — веб-ресурс, целью которого является предоставление текстовой, графической и медийной информации, которая отвечает на вопросы пользователей и помогает решить какие-либо задачи.
Информационный запрос представляет собой желание пользователя найти сведения о чем-то или ответ на какой-то вопрос. Например, энциклопедические, исторические или биографические данные, способы решения проблем/задач.
Коммерческий сайт — веб-ресурс, целью которого является продажа товаров или услуг.
Коммерческий запрос представляет собой желание пользователя купить товар, заказать услугу, узнать цену или другие подробности, чтобы совершить покупку в будущем.
Коммерциализацию запроса мы оцениваем исходя только из органической (естественной) поисковой выдачи. Т.е. выдачи без учета рекламы и собственных сервисов поисковиков.
Максимальная достижимая позиция по информационным и коммерческим запросам
Рассмотрим на примерах. Организация оказывает услугу инвентаризации товарно-материальных ценностей для организаций. Соответственно запрос «инвентаризация тмц» выглядит как целевой, но если мы проверим выдачу в яндексе, то увидим в ТОП-10 только информационные сайты.

ТОП-10 выдачи Яндекса по некоммерческому запросу
Это говорит о том, что сейчас запрос является некоммерческим. Максимальная достижимая позиция по такому запросу у коммерческого сайта будет либо очень низкой, либо вообще никакой. Тем не менее проводить оптимизацию страницы, рассказывающей об инвентаризации ТМЦ, мы всё равно будем, но не затрачивая на это много времени и средств.
Рассмотрим другой пример из той же тематики. Услуга проведения инвентаризации в магазинах, запрос «инвентаризация магазина». В первой десятке Яндекса среди информационных есть 2 коммерческих сайта — на 4-ом и 10-ом местах. Соответственно максимальной достижимой в естественной выдаче является 4-ая позиция.

Поисковая выдача Яндекса по коммерческому запросы
Геозависимость
Все запросы делятся на геозависимые и геонезависимые. Для определения стратегии продвижения важно уметь определять, как какой категории относится тот или иной запрос из вашего списка.
Геозависимый запрос — поисковый запрос, выдача по которому варьируется в зависимости от местоположения пользователя и выбранного вручную региона. Задавать регион поиска вручную можно только в Яндексе.
Например, вы находитесь в Самаре и возникла необходимость заказать букет цветов с доставкой. Вы вбиваете в Яндекс запрос «доставка цветов». В выдаче появляются только местные самарские компании. Делаем вывод, что запрос геозависимый.

Выдача Яндекса по геозависимому запросу
Получается, если вы — самарский магазин цветов, у которого есть функция доставки, то такой запрос вам подходит.
Бывает и наоборот. Целевой на первый взгляд запрос оказывается геонезависимым.
Геонезависимый запрос — поисковый запрос, выдача по которому одинаковая для всех регионов России.
То есть конкурируют в выдаче все сайты соответствующей тематики вне зависимости от региона.
Например, в Санкт-Петербурге есть ресторан восточной кухни, в котором готовят шикарный плов. Человек забыл название ресторана, но запомнил плов. Он вбивает в Яндекс запрос «вкусный плов» и нос к носу сталкивается с ярким примером геонезависимого запроса, ведь выдача состоит исключительно из сайтов с рецептами и рекомендаций по приготовлению.

Обращаем внимание, что геозависимость может со временем меняться. Так что, если вы заметили резкое снижение позиций по какому-то запросу, одной из возможных причин может быть то, что он стал геонезависимым.
Степень коммерциализации и геозависимость ключевых слов мы определяем двумя способами:
- открываем поисковую выдачу по исследуемому запросу и вручную проверяем из каких сайтов она состоит. региональные ли компании, коммерческие ли это организации, и какое количество тех и других занимают позиции в ТОП-10 естественной выдачи;
- с помощью инструмента Пиксель Тулс https://tools.pixelplus.ru/tools/geo , который проказывает какой процент выдачи по исследуемому запросу коммерческий, какой — геозависимый.
Мы рекомендуем для сайтов товаров и услуг включать в список фраз запросы именно с высоким процентом коммерциализации и геозависимости.
Подведем итог: все ли описанные показатели надо учитывать и как часто анализировать
Для грамотного составления плана работ по продвижению сайта необходимо учитывать максимально достижимые позиции по запросам, ориентируясь на все раскрытые в статье факторы: формирование поисковой выдачи, коммерциализацию и геозависимость ключевых слов. Так картина будет более полной.
Эти показатели следует перепроверять примерно раз в полгода. Алгоритмы поисковых систем меняются и по прошествии времени целевые запросы, по которым ТОП-овые позиции раньше были недостижимы, могут начать успешно ранжироваться на ваш сайт и приводить потенциальных клиентов. Поддержка данных в актуальном состоянии поможет выделить те запросы, вложение средств в продвижение по которым, принесет прибыль с наибольшей вероятностью.
Нужно эффективное SEO?
